Госзаказчики начали раскрывать планы
Согласно закону «О контрактной системе..», государственные заказчики начали опубликовывать планы по проведению госзакупок. Также теперь каждая госзакупка будет иметь сквозной номер, с помощью которого её можно будет отследить на каждом этапе, то есть от планирования до заключения договора.
Во время публикации графика госзаказчик должен указывать наименование товара, необходимого ему, а также перечислить параметры этого товара, начальную цену и сроки размещения. Исполнители теперь будут в курсе потребностей госзаказчиков, смогут строить долгосрочные финансовые планы, что даст им достаточно манёвренности. При этом для общественности такая публикация хороша тем, что они смогут заранее ознакомиться с запланированными проектами, а значит соотнести их с реальными нуждами в этом регионе. На данный момент заказчик может свободно изменить и даже отменить заказ, который уже запланирован, поэтому исполнительно не может эффективно пользоваться планами заказчиков, чтобы планировать свои продажи.
После вступления закона в силу исчезнут «тендеры для избранных», то есть ситуация, когда заказчик скрывает гозакупку от посторонних глаз, что происходит различными способами, к примеру, заменив в наименовании товара русские на английские буквы. Из-за этого подобную закупку в электронной системе нельзя будет найти, поэтому «не свой» исполнитель о ней не узнает. А вот уже 1 января следующего года у каждой госзакупки будет свой неизменный номер, поэтому «спрятать» её не получится. При помощи данного номера госзакупка будет отслеживаться в единой федеральной системе.
Разумеется, увеличение количество информации относительно госзакупок будет требовать новые сервисы для аналитики, потому как самостоятельно участникам системы будет трудно проанализировать сведения о почти шести сотнях поставщиков. При этом кроме официальной государственной информационной системы уже развиваются сторонние ресурсы по госзакупкам, где указываются не только официальные данные, но и есть возможность воспользоваться расширенным поиском, статистическими и аналитическими сервисами. Это позволит повысить эффективность и прозрачность проводимых сделок.
За прошлый год было проведено более двух миллионов торгов, сумма которых составила почти шесть триллионов рублей, причем из них с признаками демпинга было проведено более 1/5 от общего количества торгов или 15 процентов от всего объёма. Тем не менее, практика показывает, что победивший при помощи демпинга исполнитель не всегда может обеспечить полноценное исполнение госзаказа. Теперь же участники рынка будут защищены от подобной ситуации, потому как снижать цену в ходе торгов более чем на 1/5, можно будет лишь в строго оговорённых законом случаях.
Также будет существовать ещё один способ защиты от нежелательных исполнителей – предварительный отбор поставщиков. Это позволит на первом этапе торгов избавиться от тех исполнителей, качества которых не соответствуют условиям проведения госзакупки. Усложнение процедуры проведения закупок потребует профессионализма, как от поставщиков, так и от заказчиков – из-за новой системы заказчик не сможет управлять процессом силами пары сотрудников. Теперь придётся нанимать контрактную службу либо контрактного управляющего, а также эти функции можно будет передавать на аутсорсинг в какую-либо профессиональную организацию.
Государство пытается минимизировать риски во время финансового обеспечения закупок, об этом может говорить, то, что уже год как запрещены договор поручительства исполнителя и страхование ответственности – они зачастую не исполнялись либо же попросту подделывались. На данный момент для обеспечения исполнитель может предоставить деньги в залог или банковскую гарантию. Тем не менее, банковские гарантии не являются безопасным инструментов, ведь сами банки сообщают о том, что по разным оценкам от десяти до шестидесяти процентов банковских гарантий являются поддельными, причём даже сам исполнитель может об этом не знать. Именно по этой причине новый закон ограничит количество банков, выдающих гарантии под госзаказ. Список банков уже определён правительством, а входит в него примерно 350 банков.
Все эти меры позволят избегать ситуации, когда недобросовестный участник торгов мог указывать чужие или несуществующие гарантии. В специальном реестре можно будет посмотреть реальность существования указанного для торгов документа с банковской гарантией. Такие механизмы значительно снизят риски для заказчика, которые связаны с недобросовестностью исполнителей, а также позволят повысить прозрачность взаимодействия заказчика и контрагента. Чтобы участвовать в торгах, участник должен предоставить обеспечение заявки, которое будет составлять до пяти процентов от суммы контракта, а победивший на торгах будет обязан внести до 30 процентов от стоимости госконтракта в качестве обеспечения. Если бы подобные требования действовали с начала текущего года, то объём банковских гарантий за шесть прошедших месяцев составил бы 2,6 миллиарда, а обеспечение исполнителя, как считают эксперты, оценивалось бы в 329 миллиардов рублей.
Добавить комментарий!