Первые итоги имплементации Федерального закона 44-ФЗ в сфере госзакупок
9 мая нынешнего года в Минэкономразвития Российской Федерации открыто подвели некоторые итоги внедрения Федерального закона 44-ФЗ в сфере госзакупок. В настоящее время в закон уже последовательно внесли три пакетные поправки. Четвертый пакет поправок, объемом свыше 160 листов, был подан на рассмотрение в правительство. Несмотря на это, данные аналитической статистики, на которых, собственно, и строятся расчеты, охватывают анализ ситуации лишь до 31 марта.
Директор департамента развития контрактной системы РФ М. Чемерисов сообщил, что в первом квартале нынешнего года, по данным Минэкономразвития, объем законтрактованной продукции составил порядка 1 трл. рублей. Отмечалось, что не вся эта сумма была потрачена по новым правилам, предусмотренным законом 44-ФЗ (оплате также подлежали контракты, заключенные ранее согласно 94-ФЗ). Несмотря на это, закупки, совершенные согласно новому закону, по объему вполне сопоставимы с прежними финансовыми показателями госзакупок. По словам Чемерисова, заказчиками применялись все новшества 44-ФЗ. За первые три месяца 2014 года заказчиками были проведены 11 двухэтапных конкурсов. Чиновник также отметил тот положительный факт, что удалось на 8% сократить долю госзакупок из единственного источника, ведь именно в таких «безальтернативных» закупках во все времена крылся корень той коррупции, о которой много говорилось в последнее время. Также было высказано мнение, что к концу мая эта тенденция приведет к сокращению доли таких закупок еще на 10%. Было отмечено, что количество проведенных аукционов выросло на 40%. Экономия бюджетных средств за 1 квартал 2014 года составила порядка 80 млрд. рублей.
Как объяснил г-н Чемерисов, изменения (поправки), внесенные в 44-ФЗ (уже в третий раз за весьма непродолжительное время) снимают существовавшие в законе «абсурдные нормы», приводившие, по его словам, нередко к «абсурдным ситуациям». Уточнены ранее включенные в 44-ФЗ избыточные требования к экспертизе и банковским гарантиям в пользу государственных органов, к закупкам у субъектов малого бизнеса, к условиям заключения контракта по итогам несостоявшегося аукциона с единственным поставщиком. Внесены уточнения в условия запроса необходимых для принятия решения котировок, а также в требования по целому ряду других процедурных вопросов. Создается впечатление, что контрактная система все чаще напоминает нескончаемые правки «с колес» самой процедуры размещения заказов, а 44-ФЗ в скором времени может превратиться в закон, полностью состоящий из правок, где от изначального текста не останется ничего, кроме названия. Готовящийся новый, уже четвертый по счету, пакет поправок тоже посвящен процедурам, но на этот раз уже их переводу в электронную форму. Излишняя зарегулированность законодательства в такой сфере, как государственные закупки, вполне может привести к отмиранию реальной конкуренции, а, соответственно, к скрытой монополизации данного рынка. Стоит вспомнить, что скандально известная закупка медицинских томографов проходила при строгом соблюдении закона 94-ФЗ и не выходила за лимиты бюджетных ассигнований.
Эксперты ранее отмечали, что имплементация 44-ФЗ усиливает бюрократизацию системы госзакупок, а на заказчика возлагается не столько ответственность, сколько новый ворох отчетов и обоснований.
Добавить комментарий!