28 января 2014

Новые правила контрактной системы государственных закупок

С этого года вступил в силу федеральный закон о контрактных госзакупках в сфере работ, услуг и товар для обеспечения муниципальных и государственных нужд, полностью заменивший прежний закон о государственных закупках. Таким образом, правила и нормы, которые все успели выучить буквально наизусть за восемь лет, оказались устаревшими. Самым интересным является факт того, что новый закон о муниципальных и государственных закупках несколько раз изменялся ещё до того, как успел вступить в силу. В связи с этим, необходимо разобраться, что же ждёт заказчиков и участников государственных закупок.

Перемены оказались в лучшую сторону?

Основная цель нововведений и обновления закона заключается в создании контрактной системы в сфере товаров, закупок, услуг и работ по обеспечению муниципальных и государственных потребностей, которая бы регулировали все этапы от стадии планирования до стадии оценки их эффективности. Ключевым словом в данном случае является именно «система», потому как прежде закупки были регламентированы по большей части лишь по процедуры выбора поставщика. Правительство рассчитывает, что благодаря нововведениям на государственных закупках получится сэкономить не меньше одного триллиона рублей за ближайшие три года.

Самым главным нововведением является превращение закупок в открытую систему отношений, начинающуюся с планирования и включающую в себе определение поставщика, заключение с ним договора, контроль выполнения, мониторинг, контроль и аудит в сфере закупок, как гласит первая статья закона о госзакупках.

Потенциальным поставщикам важнее всего обратить внимание на изменение, касающееся включения в контрактную систему планирования закупок. Детальность и подробность планирования, которая предусматривается новым законом, позволит поставщикам конкретно и заблаговременно рассчитывать и отслеживать предполагаемые поставки и предполагаемые затраты, к примеру, в плане обеспечения исполнения контрактов и обеспечения заявки. В планах закупки помимо этого придётся также защищать обоснование объекта закупки, то есть для достижения каких именно целей необходимо приобретение указанного объекта – реализация каких госпрограмм и выполнение каких функций.

При неполноте, недостаточности или вообще отсутствии обоснования госзакупку могут снять с размещения. Помимо того, уже менее чем через два года заказчики не смогут осуществлять закупки, которые не были включены в план закупок в частности и в план-график в целом, как гласит одиннадцатая часть двадцать первой статьи нового закона о госзакупках.

Ещё одним кардинальным новшеством в контрактной системе является повышение способов выбора поставщика, использующиеся заказчиком. Примечательно, что теперь главным способом закупки является не «электронный» аукцион, а открытый конкурс, что утверждается второй частью сорок восьмой статьи Закона. В случае с проведением открытого аукциона заказчик имеет право устанавливать определённые требования к объекту закупок, а помимо этого, критерии оценки предложений потенциальных исполнителей по соответствию данным требованиям. Так, победителем будет выбран тот потенциальный исполнитель, который сможет предложить наилучшие условия исполнения контракта на основе требований и критериев, указанных в документации конкурса. Кроме того, обоснование установления данных требований также должно отражаться заказчиком в плане-графике, согласно третьей части восемнадцатой статьи Закона.

Обратить своё внимание стоит и на часть первую тридцать второй статьи, где отражается перечень критериев, по которым возможна оценка поставщика. Данными критериями являются расходы на ремонт и эксплуатацию покупаемого товара, цена самого товара, использование результата работ, технические, экологические и функциональные характеристики покупаемого товара. Также в качестве критерия возможно указывать квалификацию участников закупки, а именно наличие деловой репутации на рынке, наличие необходимых специалистов и финансовых ресурсов. Позже правительство собирается перенести конкурсные процедуры из кабинета заказчиков прямо на электронные площадки.

Новый закон, помимо электронного аукциона и конкурса, предполагает некоторые упрощения вроде запроса предложений и запроса котировок. Не вызывает сомнений, что предприниматели должным образом смогут оценить новые правила запроса котировок. Так, процедура превращается в публичную и закрытой кабинетной – подавший заявку на запрос котировок участник будет иметь право присутствовать на вскрытии, а также выслушать все предложения своих конкурентов. Очевидно, заявка подаётся в закрытом конверте.

Однако именно введение антидемпинговых мер является самым главным изменением по части борьбы с поставками некачественной и дешёвой продукции, чему полностью отведена тридцать седьмая статья нового Закона. Так, антидемпинговые меры будут применять для процедур аукциона и конкурса в любом случае, если цена, которая была предложена потенциальным исполнителем, будет на двадцать пять процентов (или больше) ниже первоначальной цены контракта.

Эти и остальные нововведения, фиксирующиеся новым законом, полностью вступили в силу уже с первого числа этого месяца, однако стоит учесть, что президент России около месяца назад подписал федеральный закон, вносящий поправки в закон о государственных закупках, что произошло 28 декабря, то есть ещё до вступления его в силу. Согласно экспертным оценкам, большая часть изменений носила техническо-юридический характер и была направлена на унификацию используемых терминов, а также на замену ссылочного аппарата. Впрочем, были внесены и значительные изменения в сам Закон о госзакупках банальным включением слова «не», вследствие которого изменяется смысл всей статьи или её части, как произошло с тридцатой статьёй Закона о контрактной системе.

Новее и ещё новее

Касательно изменений от 28 декабря, стоит обратить внимание на следующие:

1. Если проведённые закупки с преференциями для субъектов малого бизнеса торги были признаны несостоявшимися, то заказчик прежде мог выбрать любую другую организацию. Учитывая поправки, теперь такие торги будут проводить до нахождения нового подрядчика.

2. Заказчик мог заключать договора с единственным исполнителем по 34 пунктам, тогда как прежде их было 28. К примеру, теперь добавилась электроэнергетика и аренда, однако последняя с оговоркой: лишь если аренда оказывается для обеспечения функций организации.

3. Согласно 31-й статье, теперь прямое участие в закупках родственников заказчиков категорически запрещено.

4. До недавнего времени обсуждать можно было лишь процедуру размещения, то есть Закон был процедурным. Теперь же на любом этапе закупку можно опротестовать или даже снять на этапе планирования при помощи обращения в Прокуратуру, казначейство, органы финансового контроля и т.д. с жалобой. Как предполагается, институт общественного контроля будет играть важную роль в этом, ведь все закупки можно будет обсуждать, а это означает, что любая общественная организация имеет полное право обжаловать планы и намерения заказчика.

Похожие новости:

Мостотрест получил от банка «Среднерусский» банковскую гарантию на 24,3 миллиарда рублей

Среднерусский банк, входящий в структуру Сбербанка России предоставил Мостотресту банковскую гарантию на 24,3 миллиарда рублей, о чём сообщается в пресс-релизе кредитного учреждений.

Росэнергобанк предоставил банковскую гарантию ООО "НПО "Мостовик"

Росэнергобанк предоставил ООО "НПО "Мостовик" банковскую гарантию на сумму более 250 млн рублей на исполнение обязательств по государственному контракту, заключенному с Департаментом строительства

Банки расскажут о своих гарантиях Центральному Банку

Депутаты предлагают назначить Центробанк ответственным за формирование единого реестра банковских гарантий. Внесённый накануне в Госдуму документ, несколько изменяет закон о Центробанке – теперь

Плату, которая была необходима для заключения того или иного договора, за банковскую гарантию, разрешено было учитывать в расходах.

В письме от 4 июня 2013 г. N ЕД-18-3/606 ФНС напомнила, что в составе признаваемых в целях налогообложения расходов на основании пп. 25 п. 1 ст. 264 и пп. 15 п. 1 ст. 265 НК учитываются затраты на
Комментариев пока еще нет. Вы можете стать первым!

Добавить комментарий!

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Популярное
Виды банковских гарантий их типы и формы
Виды банковских гарантий их типы и формы
По особенностям выплат бенефициару типы
Банковская гарантия по госконтракту образец, типовая форма
Банковская гарантия по госконтракту образец, типовая форма
Банковская гарантия фотоВ договоре банковской
Стоимость банковской гарантии: сколько стоит, расчет и тарифы
Стоимость банковской гарантии: сколько стоит, расчет и тарифы
Прежде всего, следует отметить, что комиссия за
Бенефициар и принципал - стороны банковской гарантии
Бенефициар и принципал - стороны банковской гарантии
При оформлении банковской гарантии в
Безотзывная банковская гарантия
Безотзывная банковская гарантия
Безотзывная банковская гарантия представляет
Банковская гарантия и поручительство: отличие и сравнение
Банковская гарантия и поручительство: отличие и сравнение
Смысл этих процедур один и тот же – при
Подделка банковских гарантий: черные, серые и белые
Подделка банковских гарантий: черные, серые и белые
Участники государственных торгов, которые имеют
Все новости